Коза в славянской мифологии  

Коза, козёл — символ и стимулятор плодородия. В то же время считается животным, имеющим демоническую природу; выступает как ипостась нечистой силы и одновременно как оберег от нее. В календарных обрядах, связанных с аграрной магией, присутствует ряженая Коза или маска козы. Святочные и масленичные обходы с ряженой Козой наиболее распространены у украинцев и белорусов, в меньшей степени у русских. Атрибуты ряженой « Козы » — вывернутый шерстью наружу кожух, деревянная голова с рогами и бородой из соломы или лозы и движущейся нижней челюстью. Ядром вост.-слав, рождественско-новогоднего обряда «вождения козы» является песня с припевом «О-го-го, коза», где в гиперболизированных образах рисуется картина будущего урожая («где коза ходит, там жито родит», «где коза рогом — там жито стогом», «где коза хвостом — там жито кустом» и т.п.). Песня сопровождалась танцем-пантомимой, центральным моментом которого было «умирание» и «воскрешение» Козы, символизировавшее круговорот времени и возрождение природы. В Польше деревянная рогатая фигура Козы участвовала в процессии ряженых в последний вторник карнавала. На Украине маска Козы фигурировала также в свадебном и погребальном обрядах (в «играх при покойнике»). С плодовитостью Козы связана ее эротическая символика: в белорусских и польских песнях присутствуют мотивы любовных ухаживаний волка за Козой и брака Козы с волком в песнях, а съеденная волком Коза символизирует доставшуюся жениху невесту. Коза как жертвенное животное фигурирует в своеобразном действе, совершавшемся в разных районах Чехии в день св. Якуба (25.VII), когда с колокольни или другого возвышенного места сбрасывали козла с позолоченными рогами, убранного лентами и цветами. Его кровь собирали и хранили как лечебное средство от испуга. Фракийские болгары закалывали Козу на свадьбе, после брачной ночи. Запреты использовать Козу в качестве жертвы (банатские геры не закалывают Козу на поминальную трапезу; македонцы не используют Козу как курбан) мотивированы тем, что Коза — нечистое, демоническое животное. В этиологических легендах Коза — создание дьявола (укр. «чертово семя», пол. «дьявольское создание», чеш. «чертова порода») и потому внешне похожа на него. Украинцы считают, что домашняя Коза сотворена чертом, и если ее покропить освященной водой, то она сейчас же сдохнет. У Козы короткий хвост, т.к. дьявол, загоняя коз на пастбище, оторвал им хвосты (пол., укр. карпат.).; Согласно польскому поверью, Коза имеет всю силу в хвосте; чтобы Коза не объедали деревьев, им в хвост надо воткнуть иголку. В Закарпатье говорят, что Козы все время норовят залезть на деревья, потому что у них «чертовы» ноги; Козы когда-то имели на ногах когти и лазали по деревьям; черт проспорил Богу своих коз, и Бог лишил их когтей; на коленях у Козы желтая шерсть, т.к. черт, выгоняя их со двора Господа, бил их по ногам, отчего текла кровь и окрасила шерсть. В легендах Коза как нечистое животное противопоставляется корове и овце — чистым и «божьим» созданиям. По общеславянскому поверью, в виде Козы появляется дьявол. Козлиные ноги (рога, уши, борода) присутствуют в облике черта, лешего, домового, водяного. Поляки считают, что в глазах у ведьмы можно видеть отражение Козы . В Костромской обл. бытует поверье, что на «том свете» удавленники превращаются в Коз . В Киевской губ. верили, что накануне Пасхи в виде Козы может показаться клад. У Козы , как дьявольского создания, ведьма не может отобрать молока. Верхом на Козе ездит дьявол. Коза (само животное, части его тела, мясо, молоко) выступает как оберег. По македонскому поверью, Козу нельзя сглазить. Русские и украинцы держали в хлеву козла, которого якобы любит домовой (или черт) и потому не вредит лошадям. Овчары держали Козу на выгоне для овец, полагая, что Коза не дает колдунам приблизиться к отаре (польские Бескиды). В Костромской губ. от падежа скота прибивали на дворе козлиную голову. В Польше, если корову сглазили, следовало смешивать коровье молоко с козьим — это отвращало сглаз; козьим молоком заливали пожар, возникший от молнии; изгоняя беса из одержимого, клали ему в рот кусочек козлятины. Лит.: Курочкiн О. Украiнськї новорiчнi обряди: «Коза» i «Маланка». Опiшне, 1995.

Этот материал находится здесь

На главную

Сайт создан в системе uCoz